Архитектура Одессы представляет собой один из самых выдающихся по выразительности архитектурных комплексов. Своей славой город, в том числе, обязан красивым зданиям, тенистым улицам и уютным площадям.
Как и Северная Пальмира – Петербург, Южная Пальмира – Одесса – закладывалась по чёткому замыслу людей. Её строили по чертежам и планам, и с первых дней своего существования две Пальмиры приобретали правильные и ясные очертания. Это их отличало от большинства европейских городов, которые нарастали кривыми кольцами вокруг своих центров.
После того, как была снесена маленькая «крепостца» Ени-Дунья и затоптано русскими солдатами и украинскими казаками поселение Хаджибей, ровно через пять лет инженерами Деволаном и Карповым был составлен план новых, уже русских крепости и города Одессы. Вскоре он был одобрен императрицей Екатериной и 22 августа (2 сентября по новому стилю) 1794 года состоялась закладка первых одесских портовых сооружений. Этот день и считается датой основания Одессы.
На месте поверженного турецкого замка вырос Приморский бульвар. Не сохранилась до сейчас и русская крепость, заложенная под наблюдением Суворова в 1793 году. Она была снесена в 1875 году при строительстве дороги к морю. Сегодня в Одессе единственным напоминанием о старине является возвышающаяся на территории парка архитектура каменной стены с арочными пролетами и башней. Это остатки одесского городского карантина, учрежденного почти одновременно с основанием города.
Каким же был первый план Одессы?
План Одессы 1794 года предусматривал геометрически правильную, регулярную застройку улиц. Прошло несколько лет после утверждения первоначальной, интересно задуманной и решенной с учетом рельефа местности, шахматной планировки Одессы. Необходимым стал новый план дальнейшего развития быстро растущего города. Если взглянуть на план Одессы, утвержденный в 1814, и сравнить его с планом, утвержденным в 1794 году, то Вы увидите, что второй является прямым дополнением к первоначальному и сохраняет прежнюю простоту и четкость; в нем явственно проступает то же стремление направить улицы от моря к центру Одессы по кратчайшим расстояниям, сохраняя прекрасные перспективы на Черное море. Хорошо сказал!
Первый период строительства Одессы совпадает с расцветом в русской архитектуре классицизма. В этот период особенный размах приобрело создание больших городских архитектурных ансамблей и монументальных общественных зданий, жилых построек Одессы. Образцом для архитекторов русского классицизма служили мотивы античного зодчества, воплотившие гражданственные идеалы древних греков.
Петербург был центром русского классицизма. Здесь работали крупнейшие русские архитекторы, такие, как А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов, К. И. Росси, А. И. Мельников, Тома де Томон. Некоторые из этих архитекторов сотрудничали и в Одессе (Тома де Томон, А. И. Мельников), и под их влиянием ведущим архитектурным стилем молодого города стал русский классицизм. Позже к Одессе приложились и ампир, и барокко и много других архитектурных стилей.
Во второй половине XIX века строительство Одессы все дальше и дальше отходило от намеченного генерального плана. Расширение города добавило неблагоустроенные окраины, дробление участков городского центра, сооружение здесь доходных домов с дворами-колодцами без света и воздуха, надстройки мансард (которые почему-то так любят гости города), приспособление подвальных помещений под жилые. Однако и в эти годы архитекторам Одессы нередко удавалось возводить сооружения, которые без сомнения можно отнести к лучшим архитектурным памятникам.